Дихотомия-1

«[Во время Второй мировой войны] Япония утверждала, что дух – это всё и он вечен. Материальные вещи, конечно, тоже необходимы, но они играют подчинённую роль и со временем терпят крах. «У материальных ресурсов есть предел, – провозглашало японское радио, – по той причине, что материальные вещи не могут существовать тысячелетиями». Эта ставка на дух в военных буднях проявлялась буквально: в японских военных наставлениях использовался лозунг, который не был сочинён специально для данной войны, а корнями уходил в традицию: «Противопоставить наше умение их числу и нашу плоть их железу». Все военные уставы начинались строками, выделенными жирным шрифтом «Прочитай это, и война будет выиграна».
Даже в среде гражданского населения японские власти понимали тезис о превосходстве духа над материальными условиями буквально. Устают ли люди от двенадцатичасового рабочего дня на заводах и от постоянных бомбёжек? «Чем труднее становится нашим телам, тем выше над ними возносятся наша воля и наш дух».

Р. Бенедикт. Хризантема и меч. Модели японской культуры.

Эта книга была заказана ведомством военной информации США в 44 году, а выполнила заказ антрополог Рут Бенедикт.
Противник вёл себя совершенно не так, как это было во всех прежних войнах.
Можно сказать, что это был первый опыт «войны миров» и «столкновения цивилизаций», но разговор не об этом. Но разговор не об этом.

Мировоззрение японцев было сформировано с одной стороны, ограниченностью ресурсов, с другой – строгой регламентацией жизни каждого человека. Иерархия и ограничения.
Но это не сделало из них роботов.
Наоборот.
Примат духа над материей. Идеализм. Умение чувствовать и понимать прекрасное. Стремление к этому идеальному.

Известное утверждение западных «пророков» о том, что Большой Брат уничтожает человека в человеке – и где этот «человек»? Прославленная свобода и гедонизм дали более чем отрицательный результат.
Вот только телесное и материальное, получив власть, не хотят с нею расставаться. Своё, родное, тёпленькое – как же его? Не отдам! Не позволю!!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s