Японские зверолюди

В 1841-1843 годах под руководством главы правительства сёгуната Мидзуно Тадакуни в Японии был проведён курс социально-экономических преобразований «реформы Тэмпо» (третий после других крупных реформаторских курсов).

Мидзуно возглавил сёгунатское правительство в условиях, когда японское общество пребывало в глубоком кризисе после голода Тэмпо, восстания Осио Хэйхатиро и появления иностранных кораблей в водах Японского моря. Он начал проводить реформы, взяв за пример преобразования своих предшественников.
Мидзуно поощрял бережливость, способствовал искоренению асоциальных обычаев и практик, возвращал крестьян с городов в сёла, распускал картели купцов-монополистов кабунакама, конфисковывал земли хатамото и даймё в окресностях Эдо и Осаки в обмен на земли в провинции. Против такого сурового курса постоянно выступали чиновники центрального правительства и население, поэтому реформы были свёрнуты через два года.

Реформы Тэмпо были направлены против расточительной и роскошной жизни, поэтому запрещали ремёсла, связанные с удовлетворением запросов горожан и знати. Это запрет на фейерверки, театр, порнографию и вообще изображение проституток таю и оран (которые отвлекали горожан от скромной жизни), а значит – многие жанры укиё-э.

Упадок гравюры укиё-э начался в 1840-х годах. Причиной стал «эдикт против роскоши», запрещавший использовать дорогие краски при печати, фактурную и тисненую бумагу и многоцветную печать (печать с большого количества досок). Следует отметить, что к этому времени относится появление гравюр, выполненных в технике монохромной печати аодзури-э, в которой художники добивались множества градаций оттенков синего цвета.

Мастера укиё-э быстро нашли способы обходить технические ограничения – сложнее было обмануть цензуру, которая запрещала: указывать на гравюрах имена куртизанок и актеров, иллюстрировать исторические события и изображать сцены, содержащие намеки на современные события.

Все готовые к печати листы должны были быть удостоверены цензорскими печатями.
Возможно, без этих запретов Япония не приобрела бы таких гениев пейзажа, как Ансо Хиросигэ и Кацусико Хокусай, но ввод жесточайшей цензуры вызвал шок в мире укиё-э – из привычного репертуара изымались целые жанры.
Осакская школа, основной и единственной специальностью которой была театральная гравюра, впала в паралич, в котором пребывала около пяти лет.

Реакцией на цензуру стало обращение художников к карикатуре (фуси-га). Они начали изображать людей в обличье животных.
Здесь можно посмотреть на людей-кошек.
Но традиции японского искусства фурри карикатуры кошками не ограничивался.

Как вам мыши?

А летучие?
63.58 КБ

А как насчёт петухов, козлов, быков и слонов?

Отдельное спасибо Юки Магуро за помощь в подготовке этих и других материалов!
Заранее извиняюсь, если в описание закрались цитаты из чужих постов: при необходимости поставлю дополнительный копирайт.
ЗЫ Помощь добровольцев-переводчиков с японского приветствуется. Страшно любопытно, что там написано!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Uncategorized с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s