самаритянское

В многочисленных историях-о-хорошем-нерусском, которыми и изобилует интернет и, чего уж там, жизнь каждого человека, который успел пожить-походить по нашей прекрасной многонациональной родине, можно отметить ряд канонов.
1. Обязательное «остальные [русские] ничего не делали и проходили мимо» (принцип контраста).
2. Заведомо слабые в главных ролях (женщина, старик, одиночка в трудной ситуации).
3. Также злодеями нередко оказываются «самые обыкновенные русские».

Собственно, хорошая история предполагает соблюдение художественных принципов, и чистую правду оформляют по тем же лекалам, поскольку в жизни всё бывает – и жук мычит, и бык летает.

Не возьмусь судить людей, которые способны по внешнему виду и акценту определить национальность героя, а также его самоидентификацию – вокруг полно полукровок с крутым коктейлем кровей в венах и не менее крутым коктейлем идей в голове. Не понятно, как спрашивать у спасителя «кем вы себя считаете?», чтобы точно вызнать, мордвин он, чеченец или хохол. Или вообще казак.

Важно другое: у всех этих историй есть известнейший первоисточник – притча о добром самаритянине:
некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Лк.10:25-37
(Надо отметить, что самаритян во времена Иисуса евреи не считали «своими», хотя особой вражды между этими народами не было.)

Эта притча – развёрнутый ответ на вопрос «Кто мой ближний, которого я должен возлюбить, дабы наследовать жизнь вечную?»
Революционность идеи потрясает: следует судить по поступкам, а не по родству, национальности или занимаемой должности.

Сегодня, как и раньше, работают стереотипы на личном уровне, коррупция и «что положено Юпитеру» на судебном. Пресловутое равенство, о котором талдычут правозащитники и толерасты, по мнению Иисуса реализуется именно по акту совершения добрых и, между прочим, не простых и подчас затратных поступков. И дальше всего от этого универсального христианского и подлинно гуманистического принципа отстоят представители кавказских диаспор, у которых «это сукин сын, но это наш сукин сын» – едва ли самое раздражающее правило.

Оставлю богословам толковать «Евангелие».
Важно понимать другое: правдивы вы ли истории о добрых чеченцах и милостивых узбеках или это ложь и фальсификация, они никак не влияют на отношение к диаспорам и кланам, ровно как и на рост националистических настроений. Потому что если идёт разговор про национальности, диаспоры и кланы, значит мы живём по старым правилам. Покуда есть обычай выкупать и выгораживать своих, покуда «ты — русский!» — повод для насилия, ни о каком христианстве речи нет. Есть лишь Ветхий Завет с его замечательными историями о правилах выживания в трудных ситуациях.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Uncategorized с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s